В первой половине 2025 года люди по всему миру на 5% чаще отправлялись в туристические поездки, чем год назад. В России — на 7%. Рассказываем, какие тренды стоят за этими цифрами и что делают продвинутые путешественники

Как показывает статистика, люди, вопреки глобальным рыночным колебаниям, все больше путешествуют. Бизнес подстраивается под новые запросы и цены, чтобы предложить клиентам интересные направления с подходящими условиями. Один из самых активных участников этого процесса в стране — сервис Ozon Travel.

Ozon Travel — сервис для путешествий, бронирования отелей, туров и авиабилетов. Среди партнеров платформы — более 600 авиакомпаний, 80 тыс. отелей в России и свыше 1,5 млн по всему миру.

Рост цен

Согласно отчету Commonwealth Partnership, средняя стоимость номеров в качественных отелях выросла на 10% c 2024 года, в люксовых — почти на 17%. Авиаперелеты внутри страны за это время подорожали на 12%. Эксперты прогнозируют, что в целом по итогам года билеты на самолеты в среднем прибавят в цене целых 20%. На столько же год к году стали затратнее железнодорожные поездки, по данным Росстата.

Чтобы сэкономить при покупке билетов, отелей или туров, путешественники бронируют их заранее. Среди пользователей Ozon Travel таких туристов уже стало в три раза больше, чем в 2024 году. Обычно несколько десятков процентов от стоимости можно выиграть за 3–6 месяцев до поездки. Но в Ozon Travel уже сейчас открываются ранние бронирования на лето 2026 года.

Событийный туризм

Путешественники все чаще посещают новые места ради конкретных событий и мероприятий. Этот тренд держится уже несколько лет и не теряет актуальности. Свою роль тут играет и административная поддержка. 59 из 85 регионов, получивших субсидии на развитие туризма в 2024 году, использовали их для финансирования проектов событийного характера.

Как сообщают представители премии Russian Event Award, самые популярные точки притяжения — музыкальные фестивали. В прошлом году интерес туристов рос и к историческим, этнокультурным и гастрономическим событиям. Следом по привлекательности были мероприятия, посвященные науке и технике.

Анонсы крупных мероприятий, как правило, выходят задолго до самих событий. При этом к дате крупного фестиваля или форума номера в отелях и гостиницах могут быть полностью раскуплены. Опция раннего бронирования в Ozon Travel в этом плане полезна как способ не только сэкономить, но и зафиксировать за собой место в хорошем объекте с удачной локацией. Функция предусматривает частичную предоплату, но иногда она бывает фактически номинальной.

Перенасыщенность и «тихий» туризм

Так называемый overtourism (с англ. «избыточный туризм») — тренд, который уже стал бичом для некоторых популярных туристических направлений. Как объясняют эксперты, новые малоизвестные точки с бюджетными вариантами отдыха раскручиваются за два-три сезона и набирают критическую массу приезжих. Как результат — забитые аэропорты, непроходимые толпы и длинные очереди.

Обратный тренд — «тихий» туризм — повышение спроса на поездки в небольшие города и поселки. Если для вас страшный сон — спланировать идеальный отдых, а по прибытии увидеть пляж, где яблоку негде упасть, лучше обратить внимание на локации, еще не ставшие туристической Меккой.

Например, на направления внутри страны. Интерес к ним продолжает расти в последние годы, но пока они не перенасыщены. Сохранять баланс помогают масштабные инвестиции в развитие инфраструктуры.

В Ozon Travel следят за новыми точками притяжения и делятся подборками. Например, открытием внутреннего туризма в этом сезоне стала Ярославская область. В своем телеграм-канале Ozon Travel делится выгодными предложениями: скидками на авиабилеты по стране, вариантами гастрономических путешествий, горячими предложениями от отелей в регионах и интересными местами в разных городах, где не так много туристов.

Экотуризм и JOMO-путешествия

Еще два тренда, которые тесно связаны, — экологичные поездки и цифровой детокс. Сегмент осознанных путешествий в природные зоны в мире развивается быстрее, чем вся остальная отрасль. Эксперты прогнозируют, что к концу десятилетия его ежегодные темпы роста достигнут 15%.

Однако сегодня людям важна не только возможность сменить бетонное окружение на природный пейзаж и насладиться свежим воздухом. JOMO-туризм (от англ. joy of missing out — удовольствие от того, что что-то упустил) — это отдых без гаджетов и городской суеты. Как показывают данные, 85% путешественников сегодня интересуются поездками с отключением от сети.

Вернуться к корням и отказаться от проверки уведомлений на долгий период не так легко. Поэтому такой отдых можно рассмотреть в качестве поездки выходного дня. С прошлого года российские туристы стали выбирать такие сценарии почти вдвое чаще. При этом подход становится еще привлекательнее с программой «Мили Ozon».

Сервис начисляет мили за любые онлайн-покупки билетов и отелей. Например, можно заработать бонусы на бронировании интегрированного в природу экообъекта на севере страны, а потратить их на частичную оплату поездки в децифровизированный глэмпинг на юге. Впрочем, с гибкостью Ozon Travel любой сам легко подберет для себя наиболее подходящий комплект выгодных опций.